Batman: Arkham City. Под маской
Опроси вы сотню-другую игроков по разные стороны океана пять-семь лет тому назад, наверняка услышали бы один и тот же — с вероятностью до 99% — ответ: Я понятия не имею, кто такие эти ваши Rocksteady Games! Малоизвестные широкой публике личности пару лет назад неожиданно вписали свое имя в историю игростроения как создатели, пожалуй, одного из самых глубоких и интересных проектов по комиксам.
Batman: Arkham Asylum наглядно показывал, как нужно создавать качественные игры о нелегкой судьбе супергероев, одолеваемых возрастными неврозами. Неудивительно, что после успешных продаж и при поддержке фанатов было решено продолжить благое начинание и закрепить успех в Batman: Arkham City .
Новое посещение Готэма запоминается ничуть не меньше, чем предыдущее. За прошедшее время многое успело измениться, кроме разве что постоянной константы — конфликт между Бэтменом и его извечным врагом Джокером успел выйти на качественно новый уровень. Умирающий от мутагена из первой части клоун шлет Уэйну признания в дружбе до гробовой доски и, переходя от слов к делу, заражает героя опасным вирусом, заставляя искать противоядия у самых отъявленных злодеев вселенной DC.
Место действия перенесено в Arkham City, в несколько раз превосходящий по площади лечебницу Arkham Asylum. При этом AC это только часть Готэма, где отныне обитают самые злобные преступники, поэтому ни обычных людей, ни мирно проезжающих по городу автомобилей или играющих на площадках детей обстановка не приемлет. Вместо этого здесь рыщут банды кровожадных головорезов и покрытые татуировками амбалы из бульварных романов конца 40-х.
Все происходящее рвет фантастические допущения в клочья, заставляя морщиться даже поклонников японской анимации, чей многострадальный желудок привык, казалось бы, к самым безумным химерам культурного и жанрового коктейля от барменов токийских забегаловок. Пара районов превращены в гетто для безумцев в маскарадных костюмах? Известный филантроп и мэр города по воле злобного профессора заперты с уголовниками? Ладно, хорошо, движемся вдоль, как любил повторять один кровожадный кровопийца.
Местные достопримечательности знакомы всем любителям рисованных историй о Готэме. Праздник для любителей новоготического архитектурного стиля, когда общий вид построек мрачен, а герои немногословны, но театральны, как в лучших грошовых нуарах. Кажется, что вот тут на кривой улочке развернулась драматическая сцена из Печати зла, а вот там Оолтер Нефф встретил Филлис Дитрихсон. Мы посетим и грязное метро, и мрачный полицейский участок, даже в церкви побываем и везде нас будут недружелюбно встречать местные отморозки и здания, готовые обрушиться на нашу ушастую шляпу.
Поскольку действие проходит на закрытой территории и на кривых, как лапа курицы, улочках, то вновь обходимся без Бэтмобиля. Видимо, поездить на этом легендарном средстве передвижения мы сможем очень нескоро. Вместо этого нам щедро выдали различные приспособления, облегчающие нашу жизнь на враждебных улицах. Например, знакомый всем гарпун из первой части подвергся существенному улучшению и теперь способен цепляться за дома, позволяя быстро перемещаться по городу. И плащ, с помощью которого мы только планировали с крыш зданий в психиатрической лечебнице, на этот раз играет роль крыла и позволяет преодолевать приличные расстояния. Количество гаджетов существенно возросло, и, что радует, не во вред качеству.
Все, что мы возьмем в руки, пригодится в той или иной ситуации. Хотя по-прежнему многие предметы выдаются по сюжетным талонам и нам вновь и вновь приходится возвращаться к покинутой ранее локации с лупой и устройством передовой мысли наперевес. Там упустили недоступную ранее загадку, тут проворонили статуэтку от Загадочника.
Стоит заметить, что игровая механика на открытой территории разительно отличается от того, что мы наблюдали ранее, хотя боевая составляющая и ряд фич прежние. Так, ощущение клаустрофобии, несмотря на невидимую стену, отсутствует, и мы вольны идти куда угодно, а не по воле всесильного скриптового маркера. С этим же моментом связан и ряд проблем, поскольку с помощью детективного режима в городе значительно труднее ориентироваться, чем в закрытых помещениях сказывается размер и удаленность улик друг от друга. Учитывая, что нормальную карту с разграничением по уровням и платформам нам выдать попросту забыли, мы иногда можем блуждать вокруг очередной статуи несколько минут, чтобы неожиданно для самих себя выяснить, что всего-то нужно было влезть на платформу над монументом.
В помещениях игра ощетинивается стелс- иголками, когда правильное позиционирование героя на местности и выжидание нужного момента куда эффективнее, чем бросок грудью на амбразуру а-ля Матросов. Бэтмен, в отличие от закадычного друга Супермена, всего лишь человек, пусть и с замашками сверхлюдины. Поэтому с рядовым противником, вооруженным кулаками и окружающими предметами, он справиться может, но пара пуль отправляет мыша к праотцам. А так как разработчики значительно усложнили AI противников, которые готовы стрелять на шуршание плаща в темном углу, нам приходится быть очень осторожными и осмотрительными.
Боевую систему разбавили новыми приемами и апгрейдами чудес передовой техники компании Брюса Уэйна (не забываем, что наш филантроп крупнейший торговец оружием под крылом правительства США). Также нарисовали с десяток-другой анимаций, отчего наблюдение за кружением Бетса то в боевом латино, то в ритме танго запросто способно вызвать головокружение у неподготовленной публики. Брюс радует красочными добиваниями супостатов и суровыми блоками. Для каждого представителя враждебного лагеря припасено несколько болезненных ударов по уязвимым точкам, которые помогут нам в прохождении.
От злодеев и героев рябит в глазах, и стоит Бетсу вырулить на, казалось бы, единственно верную тропу войны, как мы волей-неволей сворачиваем в сторону — и вот уже сложно различить, где заканчивается сюжетная глава и начинается побочная линия. Персонажи, что любопытно, выполнены в полуреалистичном стиле Нолана с примесью классического комиксового исполнения (все последние события осеннего перезапуска вселенной DC пошли побоку). Один только Бэтмен получил сотню-другую кожаных плащей и личин, что уж говорить о братце Робине, засветившемся в небольшом камео на отдельных локациях. Соломоновское и вашим, и нашим бьет не в бровь, а в глаз как фанатов комиксов, так и знакомых с мышом по фильмам пакостника Нолана.
Визуальный ряд соперничает с маниакальным вниманием к деталям Бертона: паровая дымка над скрюченным телом жертвы Дедшота, игра теней и неяркий света луны на площадях и на воде и т.д. Эти ребята умудрились подарить нам Готэм в картинах, умоляющих повесить их на стену! Под стать окружению и звуковое оформление музыка наполняет невидимым смыслом и действием не хуже закадрового рассказчика. Arkham City это умело поданная шутка, взрывающая абсолютно неподготовленный к этакому фортелю зал или, если хотите, то самое прибытие поезда, показанное ошарашенным индейцам, в итоге подпалившим коварную простыню с живыми картинками.
Дрессированная игровая механика и сюжет заставляют забыть о невидимой стене, отделяющей игру от интерактивного фильма. И, в отличие от первой части, это не лучшая игра о Бэтмене, товарищи, это одна из лучших игр уходящего 2011 года.
Взгляд со стороны. Иван Капустин
Период с 2005 по 2011 можно смело назвать эпохой пресвященного сиквелостроения. Мы наблюдаем парад продолжений удачных идей с крепкой игровой механикой и сильным сюжетом (народ требует мотивированной победы над злом ради торжества демократии), но неизменной концепцией.Т.е. внешняя обертка (сюжетные перипетии, графика и т.д.) крепчают от игры к игре, но геймплей остается прежним. Без переосмысления.
И не надо повторять, как заклинание, Мульти-мульти-мультиплеер!. Новые режимы и классы выдавать за инновацию — это, знаете, как интересоваться у солдата, есть ли у него в окопе Wi-Fi. Изменения вредны для кармана издателя, общественности, вскормленной просом ломать не строить, и, наконец, финансового отчета перед женой и государством разработчика. Сотрясения основ оставим проживающим на периферии народного сознания и индустрии инди-индивидуумам. Вот пусть они городят очередные Вавилонские башни, и, если одна из них все-таки будет достроена и заселена (Миникрафт), мы воздадим все почести и увенчаем чело лавровым венком VGA 2011 (2012-2013). Всем остальным придется довольствоваться могильной плиткой с краткой, но характеризующей надписью: Покойный жил недолгой, но насыщенной жизнью.
Парус Batman: Arkham City гордо реет на фоне больших кораблей Call of Duty, Uncharted, Gears of War, ведь Rocksteady Games удалось доказать свое право первородства на деле игровая механика из камерной первой части прекрасно себя чувствует в рамках небольшой песочницы, а визуальная составляющая размывает грань между кинематографом и игрой. Но надо понимать, эта умеренная эволюция свойственна всем выше перечисленным франчайзам. И только осознание причины (или, точнее, комплексов причин), по которым оценки ААА падают год от года, как в крылатом выражении Но по пять рублей. Правда, большие и вчера. А сегодня были по три, но маленькие, поможет студии заниматься любимым делом еще долгие лета. Т.е. радовать нас новыми появлениями сверхлюдины раз в два-три года — есть мнение, что Они там, наверху, осознали ошибку резидента и готовы увеличить сроки производства.
Увы, далеко не все — Ubisoft расширяет штат сотрудников до 1000, продолжая рожать новых Эцио, а Бобби Котик, судя по всему, свято верит, что продажа мощей святых и чудодейственных рецептов от бородавок безвременна. Коллективное бессознательное, играющее век за веком в Batman, Gears of War и Call of Duty?