BRIAN SETZER
Брайан Сетцер родился в Нью-Йорке 10 апреля 1959 года. Интересно, но первым инструментом будущего практически полностью зататуированного рокабильщика была не гитара, а тенорная туба. Играл он на ней с восьми лет и очень сильно продвинулся в этом направлении. В подростковом возрасте Сетцер увлекался джазом и норовил всеми правдами и неправдами проникнуть в клубы типа Village Vanguard и Village Gate. Именно в те годы у Брайана впервые появилась идея создания биг-бэнда с лидирующей гитарой. Однако во второй половине 70-х страсть Сетцера к джазу несколько поубавилась, и он переключился на рокабилли. Первая его группа, Tom Cats, просуществовала недолго, но зато на ее обломках возникла другая – знаменитая Stray Cats , в состав которой помимо Брайана вошли Слим Джим Фантом и Ли Рокер. Команда довольно быстро завоевала европейский рынок, а вслед за этим покорился и американский. Когда Stray Cats еще только начинали свою деятельность, Брайан вместе со своим братом Гэри успел немного поучаствовать в нововолновом проекте Bloodless Pharaos.
К середине 80-х в компании блудливых котов начался разлад, и Сетцер все чаще сбегал на сторону, подрабатывая в качестве сессионщика то у Роберта Планта, то у Боба Дилана, то еще у кого-нибудь. В 1986-м вышла его первая сольная пластинка, причем альбом This Knife Feels Like Justice стал откатом от фирменного рокабилли в мэйнстрим-рок а-ля Джон Мелленкамп и Брюс Спрингстин. На следующий год Брайан первый раз в своей жизни снялся в кино. Это был фильм La Bamba о Ричи Валенсе. где музыкант сыграл Эдди Кокрэна .
В 1988-м появился альбом Live Nude Guitars, который, несмотря на присутствие в продюсерах Дэйва Стюарта из Eurythmics и появление синтезаторов и драм-машин, ознаменовал возврат к ретро-стилю. После этого Брайан еще некоторое время проработал в Stray Cats , но в начале 90-х коты разбежались в разные стороны. Тут Сетцеру и подвернулся случай реализовать свою давнюю мечту. Как-то раз его соседи устроили вечеринку, где играла компания на духовых инструментах. Проходившему мимо Брайану в шутку предложили бросить все дела и присоединиться к ним со своей гитарой. Матерый рокабильщик не ударил в грязь лицом, а отыграл свои партии как надо. Более того, вскоре после той вечеринки он собрал биг-бэнд из 17 человек, получивший название Brian Setzer Orchestra. Сначала планировалось отыграть всего несколько концертов, однако уже после второго выступления BSO ансамбль гремел на всю округу. В 1994 году вышел дебютный альбом, встреченный очень тепло как публикой, так и критиками. За релизом последовало успешное североамериканское турне, в рамках которого Brian Setzer Orchestra выступили на Montreal Jazz Festival.
Если первый диск Оркестра в основном был составлен из свинговых каверов старых композиций, то для второго альбома Сетцер подготовил больше своего материала, а кое-какие треки ему помог написать Джо Страммер (экс-Clash ). Выход Guitar Slinger сопровождался вторым американским туром и появлением бэнда на Playboy Jazz Festival. Пика популярности Brian Setzer Orchestra достигли с выходом альбома The Dirty Boogie, на котором слушателям был предложен зажигательный коктейль из свинга, рокабилли, кантри и блюза. Диск, породивший главный оркестровый хит Jump, Jive an’ Wail, получил две премии Grammy, а его тираж составил свыше двух миллионов экземпляров.
Еще одну Грэмми BSO отхватили в 2000 году за исполнение знаменитой композиции Дюка Эллингтона Caravan (с полнометражки Vavoom!). Как бы то ни было, но вскоре Брайан решил вернуться к рокабильным корням и, сократив формат своей группы до трио, выпустил такие альбомы как Ignition! — ’68 Comeback Special, Nitro Burnin’ Funny Daddy, а также специальный трибьют колыбели рок-н-ролла лейблу Sun Records – Rockabilly Riot Volume One. Впрочем, все это не означало прекращение деятельности самого Оркестра – Сетцер немного его перепрофилировал и взялся записывать под маркой BSO всякие песенки типа Jingle Bells, что привело к появлению специализированных рождественских пластинок Boogie Woogie Christmas и Dig That Crazy Christmas. В 2006-м Брайан вернулся с очередным сольным рокабилли-альбомом, который, несмотря на скромное и опасное название 13, пользовался большим спросом в Японии.
На следующий год оркестр имени Сетцера замахнулся на творческое наследие композиторов-классиков и представил программу Wolfgang’s Big Night Out, куда вошли обработки произведений Моцарта, Бетховена, Чайковского, Грига и т.д. В 2009-м Brian Setzer Orchestra выпустили альбом Songs From Lonely Avenue, который Брайан охарактеризовал как саундтрек к ненаписанному фильму. Интересно, что в данной работе, инспирированной пятидесятническими кинокартинами жанра нуар, впервые за свою карьеру музыкант не стал прибегать к каверам и все треки сочинил лично. После очередного рождественского диска Christmas Comes Alive! и оркестрового зальника Don’t Mess with a Big Band Сетцер подготовил чисто инструментальный альбом Setzer Goes Instru-MENTAL!.